Наверняка все помнят фильм "Чужие" ("Allien"), моментально ставший культовым, и собравшим невероятные кассовые сборы по всему миру. Во многом благодаря многомиллионной армии поклонников появились на свет не менее кассовые продолжения этого фильма - "Чужие -2" и "Чужие -3" и т.д.
Первый из "Чужих" в 1980году получил Оскара в номинации "Лучшие визуальные эффекты" . Эта заслуга целиком и полностью принадлежит швейцарскому художнику Хансу Руди Гигеру, являющемуся одной из самых парадоксальных фигур в мире современного изобразительного искусства.
О нем сегодня и пойдет речь.
Ханс Руди ГИГЕР родился в 1940 году в маленьком швейцарском городке Чур в семье аптекаря. Позже в одном из интервью художник о своем месте рождения скажет так: "Мне кажется, что нигде больше не было такого количества алкоголиков, идиотов и самоубийц".
Однажды его отец принес домой череп, подаренный ему одной из медицинских фирм в качестве поощрения. Этот череп стал катализатором развития воображения и своеобразной "музой" для маленького Ханса, и без того увлеченного всем таинственным и темным.
Самые незабываемые впечатления будущий художник получил в католическом детском саду, где его нередко наказывали, в основном за тягу к девочкам. Впоследствии уже взрослый Гигер, не раз испытывал возбуждение при виде текущей крови. Сказывались воспоминания, о своеобразных дедсадовских наказаниях, во время которых он проводил многие часы, стоя на коленях под распятием со страдающим Иисусом, тело которого покрывали ужасные кровоточащие раны. В голове Ханса сложилась неразрывная цепочка: удовольствие — наказание — кровь — возбуждение. Не менее примечателен и тот факт, что дошколенок Ханс Руди получил прозвище — Убийца женщин.
Еще одно не совсем обычное пристрастие появилось у Гигера чуть позже - в младших классах школы. Преподаватели выводили своих учеников на прогулку на площадь, (на которой, кстати сказать, в средние века казнили преступников). Там они затевали игру в "лошадки". Лошадками всегда были девочки, наездниками — мальчики. Маленького Гигера же всегда привлекала роль лошадки. Но как Ханс не пытался добиться смены ролей, как не уговаривал он преподавателей, все было напрасно — вожделенную упряжь на него так ни разу и не надели.
Все крупные альбомы художника насквозь пропитаны его детскими воспоминаниями и впечатлениями. Проект "Поезд призраков" ("Ghost Train") родился в подвале отцовского дома, который маленькому Гигеру всегда казался огромным лабиринтом, населенным ужасными призраками. «Мой "Ghost Train" стал поездкой в одну сторону по этому лабиринту, наполненному скелетами, монстрами из папье-маше, висельниками и мертвецами, танцующими под аккомпанемент собственных костей», — рассказывал художник. Со временем знаменитый подвал многократно расширился за счет соседних домов, купленных Гигером.
Впервые рисунки Гигера из цикла "Атомные дети" ("Atomkinder"), были опубликованы в 1959 году в журнале, издававшемся в школе городка Чур. Чуть позже, в 1963-м, эту серию работ художника публикуют андеграундные журналы "Clou" и "Hotcha". Первые плакаты начинают публиковаться уже в 1969 году, в это же время открываются его первые персональные выставки.
В 1976 году Ханс Руди Гигер, вместе с Сальвадором Дали и Алехандро Ходоровским работает над декорациями и костюмами к фильму по книге Френка Герберта "Дюна". Там он знакомится с Ридли Скоттом и Дэном О'Бэнноном, так же принимавшими участие в этом проекте. И хотя проект не заладился - весь штат работников уволили, а создание фильма "Дюна" отложили на восемь долгих лет, эти знакомства не прошли для Гигера даром и имели свое продолжение...
Истинная слава пришла к Хансу Руди Гигеру в 1977 году, после выхода третьего его сборника "Некрономикон", навеянного одноименной книгой Говарда Филипа Лавкрафта, который в свою очередь позаимствовал название у легедарной апокрифической книги заклинаний, позволяющей вызывать демонических властелинов мира.
Герой Лавкрафта - черный маг из Йемена Абдула аль Азред, некогда бродивший по закоулкам Вавилона и Мемфиса, посещавший их тайные храмы. Он жил в "городе Зла" Белет эль Джин, где имел возможность общаться с высшими демонами и даже учавствовать в их ритуалах. Однажды Абдула аль Азред получил доступ к ужасающей тайне, которая принадлежала могучей расе, гораздо более древней, чем человечество. Правда закончилось все это немного печально: согласно легенде в 783 году, на ярмарочной площади города Саннах, ясным солнечным днем, на глазах у многочисленных свидетелей, безумный маг-сатанист был разорван в клочья невидимым когтем.
Образы книги Лавкрафта окончательно пленили воображение Ханса Руди Гигера. Одержимый Некрономиконом и постоянно подстегивающий себя лошадиными дозами ЛСД, он следом за черным магом Абдуллой аль Азредом, бродил по улицам древнего Саннаха, и творил свой собственный "Некрономикон" - более тридцати картин за три месяца. Стал ли художник последователем сатанизма - сказать трудно, но отношения с христианством (зачатки неприятия которого были заложены в нем еще с раннего детства), были разорваны бесповоротно.
Один из экземпляров "Некрономикона", Гигер "по старой дружбе" посылает Дэну О'Бэнну, который в свою очередь показал его Ридли Скотту, когда они обсуждали сценарий "Чужих".
Ридли Скот приходит в восторг от увиденного: "Именно такие чудовища нам и нужны!" - восклицает он. Гигер получает заказ от "ХХ век Фокс" на разработку дизайна монстров для фильма "Чужие" и приступает к работе.
В Феврале 1978 года Скотт прилетает в Цюрих с целью предварительного ознакомления с набросками.
Два месяца спустя "ХХ век Фокс" одобряет разработки и приглашает Гигера в Лондон для обсуждения эскизов.
Еще через десять недель окочательный вариант дизайна готов и художнику дается еще шесть недель на то чтобы "оживить" монстров. Однако этот процесс затягивается на целых пять месяцев. Наконец осенью 1978 года работа над монстрами была завершена, и через полгода состоялся премьерный показ "Чужих". Началось триумфальное шествие фильма по миру.
В 1980году Ханс Руди Гигер получает своего заслуженного "Оскара" за лучшие спецэффекты.
***
Почти все кошмарные творения Гигера получили то или иное развитие. Из "Некрономикона" возникли вполне
осязаемые и движущиеся "Чужие". Из «Ghost Train» — жуткий лабиринт в частных владениях художника. Из безнадежной серии "Надежда" ("The Spell") — декорации для фильма "Полтергейст-2".
Из дизайнерских разработок к киноверсии фантастической эпопеи Фрэнка Херберта "Дюна" — интерьер в рабочем кабинете Гигера, в котором, по словам художника, "властвует греховность и творится черная магия". В отличие от "Чужих" киноверсия "Дюны" заметным событием не стала, зато компьютерная игра, вобравшая в себя гигеровскии дизайн, до сих пор популярна.
В одном из своих художественных альбомов "Passage Temple Life" (приблизительный перевод звучит как "Путешествие в жизнь храма", но английское слово Temple переводится не только как "Храм", но и как "Висок") Гигер обильно украсил своих героев всяческими ремнями, бандажами и застежками. Вероятно эта серия была навеяна внушительной коллекцией мужских подтяжек, которую художник собирал всю свою сознательную жизнь и продолжает пополнять по сей день.
Детское прозвище художника - "Убийца женщин" тоже оказалось вполне себе пророческим. Женщины на картинах Гигера - всегда бледные, болезненные и вечно истязаемые и насилуемые всеми мыслимыми и немыслимыми способами.
В общем и целом создается впечатление, что художнику мало воплотить на холсте все эти ужасы, ему явно необходимо овеществлять всю эту жуть. Кстати сказать, холсты - это вовсе не холсты, а деревянные щиты, на которых художник создает свои работы при помощи акриловых красок, напыленных аэрографом.
Ранние свои работы художник создавал еще более оригинально: развешивал на натянутой леске листы бумаги и зубной щеткой разбрызгивал на них тушь, а затем процарапывал линии тоненькой щепкой. Именно такого рода работу - "Атомное дитя" и опубликовали в 1963 году неформальные журналы "Clou" и "Hotcha".
Тяга к всевозможным неформальным движениям сохранилась у Гигера на всю жизнь. В шестидесятые он создает цикл "Ангелы Ада", где навстречу к несущимся байкерам из тьмы устремляются крылатые демоны.
Целых 20 лет эта работа была эмблемой швейцарских байкеров, потом они обратились к Гигеру с просьбой разработать для них обновленную атрибутику. Художник взялся за работу, но типография испортила тираж. Однако Гигер забрал напечатанное и вручную исправил, что снискало к нему еще большую любовь и уважение в байкерской среде. С тех пор редкий истинный байкер не имеет на теле татуировку, выполненную по мотивам работ Гигера.
***
Мало кто знает, что у художника помимо черепа и отцовского подвала была еще одна муза по имени Ли Тоблер.
Познакмились они в 1968 году. Молодой Гигер, угрюмый и нелюдимый, всецело посвятивший себя своему творчеству и восемнадцатилетняя Ли - красивая, юная, жизнерадостная и бесшабашная актриса "Театра Зеленых Деревьев". В то время Ли Тоблер, имевшая по словам Гигера просто невероятный вкус к жизни, и желавшая пройти свой путь быстро и ярко, уже жила с другим мужчиной. Однако это не помешало ей закрутить роман на стороне. Так она стала первой и самой сильной любовью Ганса Руди Гигера.
Их страстные отношения продлились девять лет. Ли вдохновила художника на создание множества рисунков и фотографий. Благодаря ей появился цикл работ "Ли". Кстати первая работа из этого цикла была уничтожена самой музой художника, которая разорвала полотно с криком - "Ты сделал меня уродливой!".
Но их отношениям всегда что-то мешало. Театральные постановки Ли, которым так и не удалось получить мало-мальски достойные рецензии, эмоциональное напряжение, сумасшедший график работы. Идиллия, по словам самого Гигера, была слишком короткой, хотя и продлилась до 1975 года.
У Ли начались частые депрессии, и она на непродолжительное время впала в летаргию. Последним шагом на пути к утрате смысла жизни стал аборт.
''Огонь Ли Тоблер''-написали в утренних газетах на другой день после того, как она покончила жизнь самоубийством, застрелившись в 1975 году, оставив после себя драму и шокирующую пустоту.
В первые дня после ее смерти Гигер окончил картину Li II - художник изобразил ушедшую любимую с оторванной головой, жизнь которой так же, как и Ли в последнее время, поддерживалась искусственно.
В 1979 году Ганс Гигер женился на Мие Бизаниго. Их брак продлился несколько лет, после чего они благополучно развелись.
Ли Тоблер так и осталась главной любовью знаменитого создателя ужасов.
***
Психоделия — основная черта творчества Гигера. Неслучайно в списке литературных пристрастий художника первые места занимают Кафка, Майеринк и Лавкрафт. В целом же творчество Гигера — это своего рода «звериная икона» Апокалипсиса. Виртуозно владея приемами культовой живописи, художник использует их для демонстрации вещей, относящихся к инфернальному плану существования.
Гигер живописует победу материи над духом, Сатаны над Христом. Из его атобиографии следует, что студенческих лет он предпочитал селиться в "проклятых" домах, коллекционировал ритуальные предметы, истользовавшиеся в ритуалах типа Черной мессы (в его коллекции имеется, например, "голова дьявола", обтянутая настоящей человеческой кожей).
Одни называют его "художник-фантаст №1", других восхищает научная точность его видений. Фанаты ужаса, специалисты по трасперсональной психологии и оккультисты в равной степени принимают его за своего. Религиозные фанатики сжигают его картины, обвиняя художника в сатанизме, но сам он сторонится всякой организованной религии, заявляя, что "в этих вещах" у него достаточно личного опыта. Однако мир биологических машин, который открывается в творческих работах Гигера, - это мир без Бога, без искупления, без надежды... Мир, в котором невозможны никание религиозные верования.
Но все вышесказанное нисколько не умаляет его таланта. У него есть оригинальный, узнаваемый стиль, в тоже время он очень разноплановый художник. Гигером создано множество художественных произведений: начиная от карандашных эскизов и заканчивая скульптурами.
Так кто же он? Гений или безумец?
Любое использование данного материала
допускается исключительно со ссылкой на сайт
http://nonkoivilko.my1.ru и только с разрешения автора